Железнодорожные составы с артиллерийским и пулемётным вооружением для транспортировки войск, боеприпасов и грузов, а также для участия в боевых действиях.
Бронепоезда, созданные в Кузбассе в годы Великой Отечественной войны, сыграли важную роль в защите страны и обеспечении фронта. Они использовались для охраны ж/д путей, защиты стратегически важных объектов. С их помощью можно было вести огонь по противнику, обеспечивая прикрытие.
Первыми в 1941 году начали строить бронепоезд работники паровозного и вагонного депо на станции Тайга. Огромную машину они создавали своими силами — и днём, и ночью. Работали по принципу «Всё для фронта, всё для Победы!»
В июле 1942 года бронепоезд «Лунинец», названный в честь машиниста Николая Лунина, принял свой первый бой под Воронежем. Далее была Курская дуга, освобождение Киева, Варшавы… Его боевой путь закончился в 1945 году на территории современной Польши.
Тем временем в депо Тайга построили еще один бронепоезд под названием «Железнодорожник Кузбасса», а в паровозном депо Новосибирск — бронепоезд «Советская Сибирь». За время боёв они совершили полторы тысячи огневых налётов на позиции немцев.
Сибирские бронепоезда применялись для поддержки кавалерийских и пехотных атак, при захвате станций и мостов. Всего за годы войны на Омской и Томской железных дорогах было построено 11 бронепоездов.