Март 27, 2014 Просмотров: 986

«Кататься» стали больше

По данным департамента транспорта и связи Кемеровской области, на 13 марта 2014 года в Кузбассе выдано более 7,9 тыс. разрешений на перевозку пассажиров и багажа легковым такси (для сравнения два года назад эта цифра была в три раза меньше – «А-П») Разрешение выдается индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу на каждое транспортное средство категории М1. При этом утверждается, что пересчитать всех участников рынка таксомоторных перевозок не возможно – рынок достаточно динамичный, появляются новые организации, прекращают деятельность другие. В целом по оценке профессионального сообщества такси  в Кузбассе может насчитываться от 10 до 15 тысяч автомобилей такси.

«В 2013 году в связи с изменением федерального законодательства в части налогообложения и пенсионных отчислений наблюдался отток индивидуальных предпринимателей, в настоящее время ситуация поменялась кардинально – люди идут за получением разрешений, легализуют свой бизнес», – утверждает начальник управления перевозки опасных грузов и работы легкового такси департамента транспорта и связи Кемеровской области Анастасия Шилина.

При этом на рынке работает отдельный своеобразный «игрок», сетевые компании, количество которых оценить очень сложно. Департамент транспорта и связи Кемеровской области вообще не работает с организациями, оказывающими информационные услуги, которые не являются перевозчиками, а только получают прибыль с водителей и пассажиров как посредники. Между тем, в кемеровском справочнике Дубль ГИС в рубрике «Заказ пассажирского легкового транспорта» числится 39 организаций, из которых 13 обозначены в качестве «службы заказа легкового транспорта». В Новокузнецком справочнике Дубль ГИС в рубрике «Заказ пассажирского легкового транспорта» – 93 организации, из них порядка 80, то есть большинство, «службы заказа легкового транспорта».

По словам председателя Гильдии «Такси Кузбасса» (Новокузнецк) Александра Маман, в Новокузнецке на начало 2012 года сетевых компаний ещё не было, хотя они уже начали интенсивно распространяться в европейской части России. В южной столице Кузбасса этот вид бизнеса появился лишь в 2013 году. Самой первой из них была такси «Максим», потом на рынок пришли её дочерняя компания «Омега», «ВезиТакси», «Лидер» и другие компании. Головные офисы практически всех этих фирм зарегистрированы в других регионах. Так, компания «Лидер» зарегистрирована в Омске, но имеет широко разветвленную сеть по многим российским городам. «ВезиТакси» зарегистрировано в Тюмени.

В Кемерове сетевые компании появились несколько раньше, но продолжают появляться и сейчас. Например, год назад кемеровчане стали пользоваться услугами компании Taxiwest, которая была создана в Перми в 2009 году. Её филиалы работают в 12 российских городах и один есть даже в Казахстане. По данным Анастасии Шилиной, в целом сетевые компании работают в Кузбассе уже на протяжении нескольких лет, в последний год их число увеличивается – заходят новые сетевые компании, в различные города и районы Кемеровской области.

 

Справка

По данным департамента транспорта и связи Кемеровской области для реализации мер пресечения незаконной предпринимательской деятельности в сфере такси в Кузбассе ещё в 2012 году были проведены организационные мероприятия: создана областная межведомственная координационная группа в составе представителей различных служб (департамент транспорта и связи Кемеровской области, налоговая, полиция, ГИБДД и др.), аналогичные группы созданы в муниципальных образованиях для координации работы на местах

Совместными действиями данных групп за 2012-2013 годы были привлечены к административной ответственности более 350 граждан за незаконную предпринимательскую деятельность

При этом наиболее ощутимой мерой административного воздействия при выявлении перевозки такси без соответствующего специального разрешения является изъятие транспортного средства нарушителя. Таких машин за второе полугодие 2013 года – 2014 год было изъято более 40 по всему Кузбассу

В 2014 году планируется проводить новое мероприятие – конфисковывать автомобили злостных нарушителей. Сейчас проводятся организационные мероприятия.

 Телефон пришёл на смену рации

Диспетчерские пункты, в которых есть свой парк, используют как рации, так и, или специальные программы для сотовых телефонов. Выбор связи определяется в большинстве случаев территорией обслуживания, на которой работает таксомоторная организация – в небольших городах ещё зачастую работают на рациях. В более крупных городах с развитием информационных технологий переходят на специальные программы – это также зависит от их стоимости и от их функциональных возможностей. Как рассказал, «Авант-ПАРТНЕРу» руководитель центральной службы обособленного подразделения в городе Кемерово Taxiwest Виталий Лушкин, технология работы компании достаточно простая. С индивидуальными предпринимателями – таксистами заключается договор. В их сотовые телефоны устанавливается программа (собственной разработки компании), в которой весь город разделен на отдельные районы. Диспетчер принимает заказ по телефону, вносит его в базу данных через компьютер, и таксист уже сам выбирает заказ по месторасположению клиента, предполагаемому маршруту следования и стоимости проезда. Примечательно, что при этом используется более чем гибкая ценовая политика. Например, для каждой цены существует отдельный номер телефона (всего их 8) и один телефонный номер даже без определенного «ценника» – клиент сам называет сумму, которую он готов заплатить за услугу. Это своего рода аукцион. Более того, заказать такси можно здесь и посредством интернета, но эта услуга менее востребована. «Люди ещё не все привыкли к гаджетам», – говорит Виталий Лушкин. «На рынке подобных программных разработок сегодня много, – продолжает он. – Наша компания одной из первых запустила эту программу. Основной её плюс в том, что при работе с клиентами исключен человеческий фактор. Таксист уже не может договориться лично с диспетчером, чтобы тот наиболее выгодные заказы отдавал только ему. Здесь каждый водитель выбирает заказы сам». По словам руководителя кемеровского подразделения Taxiwest, экономически работать с водителями, имеющими собственные автомобили, выгоднее, чем содержать в компании таксопарк. При этом безопасность перевозок ни сколько не страдает. Компания заключает договор только с водителями, у которых стаж вождения не менее 3 лет, а сам автомобиль находится в исправном техническом состоянии. Исправность машины проверяется по документам, подтверждающим прохождение техосмотра. Стоит отметить, что деятельность компании более разносторонняя, и подразумевает не только пассажирские перевозки, но и другие виды услуг, например, в сфере IT и юридических услуг.

 

Пассажирам на заметку

Отличить легальные таксомоторы от нелегальных, как утверждает Александр Маман, легко. Легальные все имеют соответствующую атрибутику (гребешок на крыше и картографическую схему по бокам). Сейчас гребешки нелегалы не ставят, так как они привлекают внимание сотрудников ГИБДД.

 

Противостояние

На фоне роста влияния на рынке «сетевиков» растёт недовольство со стороны владельцев таксомоторных парков. И понятно, почему. «Появление сетевых диспетчерских пунктов негативно сказалось на состоянии рынка перевозок пассажиров и багажа легковым такси в целом, – утверждает Анастасия Шилина. – Согласно федеральному закону от 21 апреля 2011 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, обязаны: обеспечивать техническое обслуживание и ремонт легковых такси; проводить контроль технического состояния легковых такси перед выездом на линию; обеспечивать прохождение водителями легковых такси предрейсового медицинского осмотра и т.д. Поэтому организации, которые получили разрешение на перевозку пассажиров и багажа легковым такси, обязаны обеспечить безопасность оказания услуг такси, что по итогам проверок, проводимых департаментом транспорта и связи Кемеровской области, мы и видим. Сетевые диспетчерские пункты же не обеспечивают никакой безопасности перевозки пассажиров – контроль за состоянием водителей или транспорта, который направляется на исполнение заказов, отсутствует. Поэтому и поступает большое количество жалоб от жителей Кемеровской области на качество данных услуг».

«Имея во многих городах Российской Федерации хороший бюджет, возможность тратить деньги на рекламу, такие компании приходят в другие города, открывают офисы, – рассказывает Александр Маман. – В офисе сидят сотрудники с компьютерами и начинают массированно гнать рекламу по всем видам средств массовой информации, в первую очередь по радио и телевидению. По сотовым телефонам рассылают смс-сообщения с запоминающимися номерами и предложением устроиться на работу, дополнительного заработка водителям с личным транспортом. С «таксистами» заключается договор, на их телефоны скачивается специальная программа, и те совершенно не привязанные к рабочему времени, могут в любое удобное для них время выбрать заказ. Естественно, что в этой ситуации диспетчер не видит автомобиль, его состояние и состояние водителя. Некоторые сетевые компании принимают на работу людей с личным транспортом даже без оглядки на опыт вождения. Ответственности фирма не несет. Клиент, обращаясь в такую компанию за услугой, думает, что обращается в такси и, например, если оставил ценные вещи в машине, он сможет их вернуть. Но, он не знает, что диспетчер, с которым он общался, находится где-нибудь за Уралом, и, соответственно, контролировать таксистов не в состоянии».

По мнению председателя гильдии таксистов, главная причина, по которой сетевые компании набирают популярность у населения – это демпинг. Если легальная компания в городе предлагает услуги за стоимость от 100 рублей, то они предложат от 80 рублей. «Сейчас во всех регионах страны традиционные такси поднимают шум по этому поводу, – продолжает он. – Ведь в первую очередь под угрозу ставится безопасность пассажиров. Кемеровчане не обратили на приход сетевых компаний особого внимания и поплатились за это. Надо было сразу принимать меры, отсекать поток водителей, доводить информацию до людей. В традиционных такси есть врачи, механики, а значит, есть гарантия безопасных перевозок пассажиров. Но все эти ограничения, в том числе требования к стажу вождения и жёсткий график работы, отталкивают некоторых таксистов, и они идут работать в сетевые компании. Многие из них, таким образом, подрабатывают после основной работы. В Кемерове сейчас даже появилась организация, которая выдает разрешения для таких водителей. По нашему обращению, такие разрешения уже изымали соответствующие органы. По существующему законодательству за нелегальную перевозку пассажиров могут даже конфисковать автомобиль. Материалы дела передаются на рассмотрение в суд, и человек, как минимум, месяц остается без машины».

Но есть и другое мнение. Например, индивидуальный предприниматель, таксист Владимир Иванов утверждает, что содержание парка таксомоторов не только экономически не выгодно, но и бывает менее безопасным. «Многое, безусловно, зависит от подхода к работе таксопарка руководства предприятия, – говорит он. – Например, я знаю компанию, содержащую автопарк из дешёвых отечественных автомобилей, которые уже довольно потрепались от времени и характера эксплуатации. Более того, у них большая текучка кадров и таксистами, зачастую, работает, кто попало. Частник же, работая на своём автомобиле, более бережно относится к технике и именно у частников чаще всего комфортные иномарки. Некоторые работают даже на джипах. Что касается лицензий, то здесь действительно существует проблема. После определенных изменений в законодательстве многие ушли в тень. Да и экономическая ситуация сегодня в стране такая, что не таксует только ленивый».

 Обещают урегулировать

Очевидно, что сетевые компании постепенно выдавливают с рынка такси традиционного вида, содержащие собственные парки такосомоторов. 
           «Из-за неравной конкуренции сейчас классическому таксопарку работать сложнее, чем диспетчерской службе, – утверждает Анастасия Шилина. Но с точки зрения безопасности – таксопарк организует все по требованиям законодательства. Ведь при заказе такси пассажир заключает договор перевозки (фрахтования) именно с диспетчерским пунктом, который передает заказ нелегальному таксисту, и должен по законодательству нести ответственность за это. А на практике применения административного законодательства возникают сложности.

И вопрос регулирования деятельности диспетчерских служб – только вопрос времени. Сейчас Администрация Кемеровской области, Совет народных депутатов Кемеровской области, уполномоченный по защите прав предпринимателей активно поддерживают мнение таксопарков о необходимости совершенствования нормативной правовой базы. Проводится определённая работа. Ситуация с неравной конкуренцией в сфере такси сложилась по всей России, работа ведётся различными регионами и ситуация всё равно должна поменяться.

Диспетчерские пункты должны оказывать безопасные услуги такси, а для этого у них должна быть обязанность предоставлять заказы на исполнение только водителям, имеющим разрешения. А осуществлять свою деятельность в этом направлении они могут с использованием любых современных технологий».

Источник информации областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 5 от 18.03.2014 

 http://avant-partner.ru/partner/5107.html

Дата изменения: 10.02.2023 08:26:52
Яндекс.Метрика