1. Министерство транспорта Кузбасса
  2. Все новости
  3. Новости
  4. Новости
  5. Нелегалы: болезнь таксомоторного рынка
Март 24, 2014 Просмотров: 136

По словам владельцев таксомоторных компаний, сегодня большая часть таксистов Новосибирска — нелегалы. Чтобы поймать «бомбил» и заставить их следовать закону, Минтранс инициирует рейды по районам города. Кроме того, готовится ряд законодательных актов относительно такси. Однако, по мнению участников таксомоторного бизнеса, такие меры не решают основных причин возникновения «бомбил», которые могут нанести существенный вред и здоровью пассажиров, и таксомоторному рынку в целом 

 Поймать нелегалов

С начала года Министерство транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области организовало восемь рейдов, направленных против «бомбил». Проверки прошли в Октябрьском, Ленинском, Центральном, Калининском, Кировском, Советском, Первомайском, Заельцовском районах. Автоинспекторы совместно с сотрудниками управления экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД России по Новосибирской области задержали восемь водителей автомобилей, которые «таксовали» незаконно. То есть всего по одному автомобилю за рейд. 

«На большее у нас просто не хватает времени. Пока мы собрались, пока провели инструктаж…» — сетует консультант Министерства транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Владимир Бирюков. 

Ни у одного из «бомбил» не было разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси. Кроме того, большинство нелегальных таксистов нарушили сразу несколько установленных законом правил: не прошли медицинское освидетельствование перед выходом на линию, автомобили не прошли предрейсовый технический контроль, а также у водителей не было разрешения на перевозку пассажиров. 

На пойманных водителей составили протоколы об административных правонарушениях, а их автомобили отправили на штрафстоянку до вынесения судебного решения. Нелегалам теперь придется заплатить административный штраф. Планируется, что подобные мероприятия будут проходить регулярно.

«Мы хотим, чтобы люди поняли: такси — это нормальный легальный бизнес. И если человек хочет перевозить пассажиров, то он может работать на общих основаниях, соблюдая законодательство Российской Федерации», — говорит Владимир Бирюков.

Раскрасить и контролировать 

В этом году таксомоторное сообщество Новосибирска активно обсуждало различные законодательные акты о такси, уже принятые или еще только планируемые властями. Так, с 1 января 2014 года вступили в силу требования по обязательному оборудованию автомобилей системами спутникового слежения ГЛОНАСС. Такая мера возмутила многих перевозчиков. Таксисты сетовали на то, что установка системы неизбежно увеличит стоимость поездки. А это не будет выгодно ни им, ни пассажирам.

Другая важная мера — к 2015 году регионы должны определиться с количеством автомобилей такси, которые необходимо иметь в каждом из них. И если на рынке появятся новые игроки, то власти будут проводить конкурс и выбирать лучших из них. 

Кроме того, готовится проект закона о создании контрольно-ревизионного управления при Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области. По словам Владимира Бирюкова, новый орган будет контролировать работу общественно-пассажирского транспорта.

«Там будет один момент и по поводу такси. Сейчас на один автомобиль оформляется одно разрешение. И люди продают машины вместе с этими документами. Новый закон обяжет водителей сдавать разрешение перед продажей. В случае отказа их будет ждать административная ответственность», — пояснил Владимир Бирюков. 

Еще один проект, активно обсуждающийся таксистами, — выбор цветовой гаммы для автомобилей. Согласно Федеральному закону № 69, легковое такси должно соответствовать единым цветовым гаммам кузова в случае установления соответствующего требования законами субъектов РФ. У нас такого закона пока нет, но его планируют ввести ориентировочно в 2016—2017 годах. По мнению законодателей, нововведение позволит новосибирцам сразу отличать легальные такси, так как все они будут одного цвета.

Как считает генеральный директор группы компаний ООО «Гранд-Авто», член правления СРО «ТСС» Андрей Заворин, эта мера — еще один параметр, который нужно будет соблюдать легальному бизнесу и на который «наплюют» нелегалы. 

 «Когда весь рынок будет выполнять требования закона на равных, тогда мы сможем жить на конкурентном рынке и можно будет применять любые требования. Пока же в России в такси существует «базар»!» — уверен директор «Гранд-Авто». 

По мнению ряда предпринимателей, большинство мер властей, относится именно к легальным такси. А нелегалов никак не касаются. 

«В законе есть страшная фраза, на которую никто не обращал внимания, пока она не начала действовать: «Минтранс занимается проверкой легальных перевозчиков». То есть в его обязанности вообще не входит проверять нелегалов! Он просто выдает лицензии и контролирует соблюдение лицензионных требований, — говорит Андрей Заворин. — В то время как черная, абсолютно неподконтрольная часть бизнеса сегодня занимает 60 процентов рынка. То есть 5—10 процентов рынка коснулось лицензирование. Еще 20—30 процентов находятся в серой сфере налогообложения, а остальные — вообще неподконтрольны».

Законно «таксовать» экономически невыгодно?

По мнению ряда таксомоторных перевозчиков, законно «таксовать» сегодня экономически невыгодно. С этой точкой зрения согласен, в том числе, и директор ООО «Инфолайт», член СРО НП «ТСС» Евгений Рыдкин. 

«Одно дело — конкуренция между самими таксомоторами. И совсем другое — с людьми, которые работают «в черную», не оплачивая налоги и не соблюдая требования закона. Ведь законным таксистам необходимо проходить техосмотр два раза в год. На владельцев таксомоторного бизнеса ложится ежедневный «выпуск» водителей через врача, а машины — через механика. Нанимать людей со стороны для этих процедур — дорого, а чтобы содержать своих, необходимо платить за дополнительное помещение, — говорит директор «Инфолайт». — Кроме того, нужно тратить рабочее время людей на прохождение этих процедур. То есть издержки здесь не только материальные, но и временные. Такая ситуация приводит к тому, что у легальных таксомоторных перевозчиков гораздо больше затрат, а работать приходится примерно по тем же тарифам, что и нелегалам». 

В отличие от легальных таксистов, «бомбилы» о таких процедурах не заботятся. Для многих из них такси — это просто подработка: вышел после работы, отвез пару клиентов, заработал «легкие» деньги.

«Никто не против поменять цвет, поставить «ГЛОНАСС», таксометр. Но при одном условии: власти должны создать преференции для легальных такси. Пока же устанавливать такое оборудование для нас экономически невыгодно!» — высказались предприниматели на совещании Транспортного союза в январе этого года. В качестве одной из таких преференций они предлагали сделать на остановках выделенные полосы для такси.

Однако представители власти такую идею не поддерживают. 

«Я не считаю, что таксистам нужны преференции. Любой бизнес поначалу убыточен. Начинают люди всегда на энтузиазме. Чтобы была хорошая прибыль, должен пройти определенный период времени, как и в любом бизнесе», — уверен Владимир Бирюков.

«Часть преференций у перевозчиков уже есть. Например, они имеют право ездить по выделенной полосе. Представители Транспортного союза Сибири добиваются, чтобы специализированные парковки для такси появились в местах массового скопления людей: около вокзалов, торговых центров и т. д.», — заметил Евгений Рыдкин.

Надежное прикрытие

Пока государство проводит рейды и ловит единичных нарушителей, а «законные» таксисты жалуются на убыточность бизнеса, нелегалы прикрываются так называемыми службами заказа. Это агентства, которые работают законно и публично дают свою рекламу такси. При этом они утверждают, будто оказывают только информационные услуги. А значит, и спросить с них по закону ничего нельзя — за это ни одно ведомство ответственности не несет.

«Такие агентства никого на работу не принимают. Они заключают договор на оказание информационных услуг с владельцем автомобиля. При этом ни о каком трудоустройстве водителя речи не идет. Вместе с этим договором таксисты получают приложение в свой мобильный телефон. Там при помощи сети интернет агентства размещают заказы. Водитель видит район города, адрес и цену поездки. Далее он подтверждает, что принимает заказ, и едет за клиентом. По окончании поездки водитель берет с клиентов деньги наличкой, а агентству платит через терминал примерно 10 процентов от стоимости заказа», — рассказал нехитрую схему Владимир Бирюков.

По мнению ряда экспертов, пресечь такую деятельность мог бы только закон, запрещающий службам заказа заключать договоры с нелегальными таксистами. 

«Нам не хватает законодательной базы, в которой было бы прописано определение понятия «служба заказа». Ведь если бы был закон, регламентирующий эту сферу, то ответственность за нелегальный извоз пассажиров легла бы и на диспетчерскую службу, и на самих «бомбил», — считает Евгений Рыдкин.

Чем опасны нелегалы?

«Пока существует спрос на наркотики, их будут продавать. Пока люди будут пользоваться нелегальным такси, оно будут существовать. И причина такого спроса — неинформированность населения о рисках при использовании этого вида транспорта. Ведь нелегальное такси стоит так же, в редких случаях — дешевле. Но это подразумевает полное отсутствие контроля за качеством перевозок, — уверен Андрей Заворин. — Конечно, проверки дадут эффект. В течение года вступят в силу такие законодательные изменения, как увеличение штрафов за нелегальный извоз. Предположительно он будет 30— 50 тысяч рублей. Сейчас мера изъятия автомобилей используется для решения суда как обеспечительная и не влечет за собой никаких последствий, а будет — как карательная. Нарушителям придется оплачивать штрафстоянку и рисковать попасть на продажу автомобиля с торгов по решению приставов».

Наверное, многим может показаться, что страсти вокруг нелегальных таксистов касаются только властей и таксистов. Ведь первые не получают в казну налоги, а вторые мучаются из-за недобросовестной конкуренции. Однако серьезно пострадать в данной ситуации, как выяснилось, рискуют и обычные пассажиры.

«В прошлую пятницу ко мне на трудоустройство пришли 11 человек. Двое из них оказались наркоманами, один был с физиологическими нарушениями — у него отсутствовали фаланги пальцев, один оказался болен сифилисом, еще у одного документов не было вообще. В итоге шесть прошли отборы, инструктажи и вышли на работу, а первые пять отправились трудоустраиваться в другие компании, — рассказал Андрей Заворин. — В том-то и разница, что система контроля у легальных перевозчиков позволяет отслеживать хоть какие-то параметры качества. Службы же заказа такси сегодня используют перевозчиков в коммерческих целях. Все страховки у водителей ориентированы на частный извоз. Это значит, что в случае ДТП страховая компания просто отменяет данный полис, а вы рискуете ничего не получить. Вот только про риски мы предпочитаем вспоминать уже после того, как соприкоснулись с самыми негативными моментами».

Источник информации «ЧЕСТНОЕ СЛОВО»

Яндекс.Метрика