Развитие и планирование отрасли «Транспорт»

1.     Общественный транспорт

·        Система общественного транспорта Кузбасса

В целом в Кемеровской области – Кузбассе сложилась устойчивая система транспортного обслуживания населения, при которой жители региона в полном объеме обеспечены транспортным сообщением. Услуги по перевозке пассажиров осуществляются преимущественно железнодорожным и автомобильным транспортом. Внутренний водный транспорт на территории области отсутствует. При этом автомобильная маршрутная сеть Кузбасса является самой развитой в Сибирской Федеральном округе.

Перевозка пассажиров общественным транспортом осуществляется по 846 регулярным маршрутам (335 городских, 347 пригородных и 164 междугородных, 18 троллейбусных, общей протяженностью контактной сети 202,99 км,  и 17 трамвайных маршрутов, общей протяженностью контактной сети 277,82 км):

•        по регулируемым тарифам, устанавливаемым Региональной энергетической комиссией Кузбасса с предоставлением мер социальной поддержки населению, в том числе льготникам, пенсионерам, студентам, школьникам – 704 автобусных социально-значимых маршрута;

•        по нерегулируемым тарифам 142 коммерческих автобусных маршрута, действующих дополнительно к социально – значимым, в 13 муниципальных образованиях Кузбасса из 33 (г.г. Анжеро-Судженск, Белово, Березовский, Калтан, Киселевск, Ленинск-Кузнецкий, Мариинск, Междуреченск, Осинники, Полысаево, Прокопьевск, Топки,  Юрга).

Пассажирские перевозки осуществляются не только внутри Кузбасса, но и в соседние регионы и страны ближнего зарубежья. Междугородные маршруты соединяют города Кузбасса с Томской и Новосибирской областями, Красноярским и Алтайским краями, Республиками Алтай и Хакасия. Организовано автобусное сообщение в Республику Казахстан.

Общественный транспорт Кузбасса - это 187 автотранспортных перевозчиков и 5 предприятий городского электрического транспорта (ГЭТ).

Автопредприятия с участием государства и/или муниципального образования:

Государственное предприятие Кузбасса «Пассажиравтотранс» (18 филиалов автопредприятий и 27 автовокзалов, автостанций и кассовых пунктов);

2 муниципальных предприятия - АО «КТК» (г. Кемерово), АО «ПАТП» (г. Новокузнецк).

ГЭТ (муниципальные предприятия): АО «КЭТК» (г. Кемерово), Муниципальное трамвайно-троллейбусное предприятие г. Новокузнецк, муниципальное унитарное предприятие «ГОРЭЛЕКТРОТРАНС» (г. Прокопьевск), муниципальное унитарное предприятие  «Электротранспорт» город Осинники, акционерное общество «ГОРЭЛЕКТРОТРАНСПОРТ г. Ленинска-Кузнецкого».

Подвижной состав насчитывает 2 262 автобуса, в том числе 1 486 автобусов государственных и муниципальных автотранспортных предприятий. Парк ГЭТ - 454 единицы техники (258 трамвайных вагонов, 196 троллейбусов).

·        Обновление автобусов

С 2019 года автопарк Кузбасса пополнили 1217 новых автобусов различных классов и назначения. При обновлении пассажирской техники учтены современные экологические требования: 732 ед. на КПГ. Оставшийся транспорт имеет высокий экологический класс EURO-5. Данная партия автобусов включает в себя: 158 междугородных; 204 пригородных; городских, низкопольных и с низким уровнем пола в передней и центральной частях салона – 855 (из них 369 по государственной программе).

В числе поступивших:

•        731 единица (из них 246 на КПГ) по подпрограмме «Транспорт» государственной программы Кемеровской области – Кузбасса «Оптимизация развития транспорта Кузбасса» на 2014-2025 годы (государственная программа) для нужд государственных и муниципальных автотранспортных предприятий Кузбасса (681 единица по государственным контрактам за счет средств областного бюджета и 50 единиц по муниципальному контракту города Кемерово при софинансировании из муниципального и областного бюджетов).

•        40 городских автобусов на КПГ по лизинговым контрактам, заключенным в 2020 и в 2021 годах, муниципальным предприятием города Кемерово (АО «КТК») за счет собственных средств, в рамках реализации  мероприятия «Обновление подвижного состава наземного общественного пассажирского транспорта в 20 крупнейших городских агломерациях (за исключением Московской и Санкт-Петербургской)» национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Реализация мероприятия осуществляется путем предоставления из Федерального бюджета субсидий ПАО «Государственная транспортная лизинговая компания» на возмещение потерь в доходах при предоставлении скидки в размере 60% от стоимости транспортного средства при продаже по договорам лизинга автобусов, работающих на газомоторном топливе, электробусов, троллейбусов, трамваев;

•        105 городских автобусов на КПГ пополнили парк муниципального предприятия города Кемерово (АО «КТК») за счет средств муниципального бюджета.

•        341 городской автобус на КПГ за счет средств из внебюджетных источников (собственных средств перевозчиков), выигравших аукционы на обслуживание новой маршрутной сети города Новокузнецка, проведенные в рамках транспортной реформы.

Это позволило обновить парк автотранспортных предприятий Кемеровской области – Кузбасса на 60% от существующей потребности.

·        Обновление ГЭТ

ГЭТ в Кемеровской области – Кузбассе относится к приоритетным направлениям развития транспорта.

В основном обновление производится за счет участия в федеральном проекте «Чистый воздух», в рамках реализации мероприятий которого в Новокузнецк закупаются новые трамваи и троллейбусы, идет работа по обновлению инфраструктуры ГЭТ.

На текущий момент поступили 30 троллейбусов и 32 трамвайных вагона. В 2023 году ожидается поступление еще 8 троллейбусов. Всего, совместно с региональными и городскими проектами по обновлению парка ГЭТ к концу 2023 года в Новокузнецке будет обновлено 90% троллейбусного парка и более 50% трамвайного.

 Мероприятия проекта также включают в себя улучшение инженерной инфраструктуры: строительство новых инфраструктурных объектов, капитальный ремонт контактной и кабельной сети трамвая и троллейбуса, электрооборудования тяговых подстанций и трамвайного пути. Только в 2022 году в Новокузнецке капитально отремонтировано более 6 километров трамвайных путей и появились первые в городе трамвайные платформы. В 2023 году планируется реализация 10 объектов инфраструктуры, к наиболее крупным из которых относится строительство трамвайного кольца в районе Привокзальной площади, строительство троллейбусной линии (от ш. Бызовское по проспектам Запсибовцев, Авиаторов, Мира, ул. Косыгина) и тяговой трансформаторной подстанции в Новоильинском районе города Новокузнецка. В городе Кемерово также широко используется городской электрический транспорт (ГЭТ), который является высоко экологичным и эффективным видом транспорта, обладающим высокой провозной способностью. Транспортная инфраструктура ГЭТ, подлежащая полной реконструкции и замене, насчитывает 93,12 км трамвайной, 100,09 км троллейбусной контактных сетей, 93,12 км трамвайных путей и 15 тяговых подстанция, 94 троллейбуса и 73 трамвая.

Администрацией города Кемерово проводится работа по реконструкции городского электрического транспорта по трем направлениям:

1. Реализация инфраструктурных проектов на территории Кемеровской области – Кузбасса. В соответствии с проектом запланирована реконструкция трамвайных путей и обновление подвижного состава ГЭТ по мере выделения финансирования из федерального бюджета. В настоящее время администрацией города ведется проектирование на реконструкцию трамвайных маршрутов №№ 1, 10.

2. Город Кемерово планирует стать участником федерального проекта «Чистый воздух» национального проекта «Экология», в числе мероприятий данного проекта предусмотрена реализация мероприятия «Обновление подвижного состава общественного транспорта, в том числе развитие электротранспорта и улучшение инженерной инфраструктуры для муниципальных нужд». Планируется разработка комплексного плана мероприятий по снижению загрязняющих выбросов в атмосферный воздух города Кемерово, в том числе и обновление подвижного состава ГЭТ.

3. Администрацией города Кемерово рассматриваются варианты (через прямую закупку и в лизинг) обновления троллейбусного парка в количестве 57 единиц.

В остальных городах Кемеровской области – Кузбасса, имеющих маршруты ГЭТ, ведется работа по поддержанию существующей инфраструктуры в удовлетворительном состоянии. Однако электротранспорт Кузбасса в настоящий момент продолжает нуждаться в обновлении.

Всего же в Кузбасс поступило 75 единиц новой техники: 34 троллейбуса и 41 трамвайный вагон (39 односекционных и два двухсекционных), ещё 8 закупленных троллейбусов придут к концу мая текущего года.

Кроме того, в дар от Правительства Москвы в Кузбасс поступило 38 единиц трамваев 2008-2009 годов выпуска и 20 троллейбусов, 2005  – 2012 годов выпуска.  При этом троллейбусы 2005 года выпуска прошли капитально-восстановительные работы, которые были проведены в 2018 году. Стоит отметить, что нормативными документами срок эксплуатации для трамвайных вагонов регламентирован продолжительностью 20 лет, для троллейбусов - 15 лет.

·        Транспортная реформа, Новокузнецк

В ноябре 2020 года в городе Новокузнецке запущена транспортная реформа, имеющая своей целью повышение уровня комфорта пассажиров и улучшение качества оказываемых транспортных услуг.

На сегодняшний день маршрутная сеть города с 82 маршрутов сократилась до 54 маршрутов (41 автобусных, 6 трамвайных и 7 троллейбусных). Кроме того, с территории города продолжают работать 39 пригородных маршрутов, 36 единиц.

Основные принципы новой сети – сокращение дублирования, организация магистральных и подвозящих маршрутов, приоритет городскому электрическому транспорту. Общественный транспорт города перешел на работу по регулируемому тарифу, устанавливаемому РЭК, с предоставлением мер социальной поддержки на проезд. Определена система брутто-контрактирования.

На смену используемому изношенному подвижному составу на дизельном и бензиновом топливе преимущественно малой вместимости в Новокузнецк пришла 341 единица новых низкопольных, полностью соответствующих современным стандартам безопасности и комфортабельности транспорта автобусов средней, большой и особо большой вместимости на газомоторном топливе.

В результате произошло полное обновление автобусного парка общественного транспорта. Благодаря этому удалось до минимума сократить сходы автобусов с линии по причине технической неисправности и добиться четкого соблюдения расписания движения.

·        Транспортная реформа, Кемерово

С 2019 года в целях улучшения качества транспортного обслуживания населения и повышения эффективности использования подвижного состава в Кемерово проходит поэтапная модернизация системы общественного транспорта города, направленная на повышение эффективности использования транспорта и кадрового ресурса пассажирских предприятий путем отмены дублирующих маршрутов с префиксом «Т» или объединения дублирующих друг друга маршрутов пассажирского транспорта, а также разделения маршрутов на «магистральные» и «подвозящие». В результате оптимизации ожидается  поэтапное обновление подвижного состава, снижение нагрузки на дорожную сеть, сокращение времени ожидания транспорта.

До модернизации маршрутная сеть города Кемерово состояла из 180 маршрутов, по которым работало 564 единицы техники. После её завершения маршрутная сеть будет включать в себя 172 маршрута, в том числе городского, пригородного сообщения, с выпуском на линию 506 единиц транспорта.

За период с 2019 года по настоящее время за счет различных источников финансирования для осуществления перевозок пассажиров  обновлено 289 автобусов, работающих на газомоторном топливе, приспособленных для перевозки маломобильных групп населения. Для окончательной транспортной оптимизации необходимо дополнительное обновление 62 автобусов среднего и 45 автобусов большего класса.

Вместе с тем, автобусы, необходимые для полного обновления парка пассажирских перевозчиков Кемерово, проводимого в рамках модернизации транспортной системы города планировалось приобрести за счет средств перевозчиков, выигравших конкурсные процедуры на оказание услуг по регулярным перевозкам пассажиров и багажа со сроком поставки до конца 2022 года, однако в связи со сложившейся экономической ситуацией с начала 2022 года произошло значительное удорожание подвижного состава, а также поднятие ключевой ставки ЦБ РФ. Сложившиеся условия стали непосильными для пассажирских перевозчиков. В настоящий момент ситуация стабилизируется, ключевая ставка значительно снизилась, поэтому перевозчики вернулись к вопросу приобретения нового подвижного состава, проводится анализ коммерческих предложений от производителей техники и лизинговых компаний.

В городе также организована работа межмуниципальных маршрутов в пригородном сообщении, которые проходят по территории города и обеспечивают доставку жителей города и Кемеровского муниципального округа к местам учебы, работы, социально-значимым объектам и обратно к местам проживания.

·        Система безналичной оплаты, валидаторы

На всей территории региона с 2020 года введена безналичная оплата проезда, подвижной состав государственных и муниципальных предприятий в полном объеме был оснащен переносными терминалами и валидаторами, безналичный расчет используется на маршрутах всех видов сообщений (город, пригород, межгород).

В январе 2022 года постановлением РЭК для оплаты за проезд на регулярных маршрутах с регулируемыми тарифами был введен дифференцированный тариф, который предполагает разный размер оплаты в зависимости от способа - за наличный расчет дороже, чем за безналичный расчет. При оплате за проезд банковской или транспортной картой оплачивают проезд по сниженной стоимости в размере 25 рублей (30 рублей за наличный расчет). Транспортные карты реализуются на предприятиях транспорта, автовокзалах и автостанциях региона, объектах торговли каждого из муниципальных образований региона. При оплате транспортной картой пенсионеры оплачивают проезд по сниженной стоимости в размере 12 рублей (15 рублей за наличный расчет), учащиеся и школьники – 14 рублей (18 рублей за наличный расчет).

Также введены в оборот безлимитные месячные, недельные и дневные проездные билеты. Безлимитные проездные билеты позволяют пассажирам, активно пользующимся услугами общественного транспорта, значительно экономить на оплате за проезд.

С введением дифференцированного тарифа процент безналичной оплаты значительно возрос (на 29% по сравнению с 2021 годом), и составил 83% от всех платежей за проезд.

В Новокузнецке и Кемерово внедряется бескондукторная система оплаты проезда (в автобусах на поручнях возле дверей установлены валидаторы). В настоящий момент в Новокузнецке весь городской парк, оборудован данной системой, в Кемерово к настоящему моменту порядка 30%.

Для удобства пассажиров, пользующихся автобусами междугородного сообщения, в текущем году был внедрен программный комплекс «АВИБУС», благодаря чему стало возможным удаленно, с помощью сайта вкузбасс.рф, приобрести проездные билеты с посадкой на любом промежуточном остановочном пункте. Применение информационных технологий позволило совершенствовать процесс обслуживания, повысить для пассажиров доступность услуг автотранспорта общего пользования.

·        Новый автовокзал в Белово

В рамках подпрограммы «Транспорт» государственной программы Кемеровской области – Кузбасса «Оптимизация развития транспорта Кузбасса» в 2021 году завершено строительство автовокзала в городе Белово, автовокзал введен в эксплуатацию. Строительство осуществлялось в рамках мероприятия «Строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов транспортной инфраструктуры».

За 2019-2020гг. в строительство автовокзала вложено 133,6 млн. рублей средств областного бюджета.

Новый автовокзал рассчитан на обслуживание 1,1 млн. пассажиров в год или на 3 тысяч пассажиров в сутки. В новом двухэтажном здании площадью 2141,2 м2 разместились два зала ожидания, комната матери и ребенка, пять касс, буфет, медпункт, пост охраны, санузлы, служебные помещения.

·        Мультимодальные перевозки

В рамках развития горнолыжного курорта Шерегеш, Министерством транспорта Кузбасса совестно с АНО «Единая транспортная Дирекция» разработана программа по организации мультимодальных перевозок.

Мультимодальная перевозка – прямая смешанная перевозка пассажиров и багажа, предполагающая использование двух или более видов транспорта, которая оформляется одним оператором перевозок и осуществляется по единому транспортному документу.

«Единый» билет – это услуга, позволяющая оформить единый транспортный документ на весь маршрут поездки с использованием разных видов транспорта, например, "поезд+автобус" или "самолет+автобус".

В горнолыжный сезон 2021-2022 для прибытия в курорт Шерегеш программой мультимодальных перевозок воспользовалось – 1825 пассажиров. В сезон 2022-2023 планируется увеличить объем перевозимых пассажиров на 30%, путём освещения данной услуги посредством рекламы.

Турист прибывает в аэропорт Новокузнецка им. Б. В. Волынова или на железнодорожный вокзал г. Новокузнецка и пересаживается на автобус, который доставляет его в горнолыжный курорт Шерегеш. В обратном направлении перевозка осуществляется аналогичным способом. Посадка в автобус производится у фирменной стойки, расположенной на парковке развлекательного комплекса «Belka», с дальнейшей отправкой до места убытия (Международный аэропорт Новокузнецк им. Б. В. Волынова, железнодорожный вокзал г. Новокузнецк).

Купить единый билет можно онлайн на сайте https://transdir.ru/kupit-bilet.

·        Реорганизация ГПК, в т.ч. ремонт автобаз

В целях улучшения существующего положения дел в 2022 году государственные пассажирские автопредприятия области были объединены в единое государственное предприятие Кузбасса «Пассажиравтотранс».

Организационная структура объединенного ГПК включает в себя главное управление, в состав которого вошли дирекции по производству, по экономике и финансам, по техническим вопросам, по персоналу и социальным вопросам, юридическая служба и служба безопасности, и филиалы, объединяющие в себя в каждой территории Кузбасса автовокзал (автостанцию, кассу) и автотранспортное подразделение (бывшие ГП).

Преимуществами реорганизованной структуры управления пассажирскими перевозками являются:

•        повышение уровня управляемости предприятиями, вследствие внедрения единых норм и стандартов управления, учета, планирования;

•        создание единой системы закупок. Это позволяет снизить цены за счет укрупнения партий приобретаемых ресурсов, эффективности планирования и анализа рынка;

•        создание специализированных ремонтных баз на крупных предприятиях. Это дает возможность закрывать потребность в крупных специфичных ремонтах своими силами, расширить спектр оказываемых услуг сторонним потребителям.

•        сокращение издержек. Внедрение единой системы нормирования расхода ресурсов, контроля за их расходованием. Оптимизация численности за счет исключения дублирования функций работников, внедрение системы управления качеством, разработка единой системы нормирования труда;

•        создание единой информационной системы по всем предприятиям. Внедрение единого программного комплекса для всех подразделений. Единое программное обеспечение во всех вопросах деятельности предприятия дает возможность оперативного контроля и принятия управленческих решений, позволяет обеспечить достоверность и сопоставимость отчетных показателей. Создание единой базы транспортных средств обеспечивает возможность своевременной оценки состояния парка подвижного состава, необходимости в его обновлении, ремонте, обслуживании. Появилась возможность оперативного перераспределения подвижного состава между филиалами;

•        повышение контроля за деятельностью филиалов. Внедрение системы управленческого учета с определением целевых показателей деятельности каждого филиала повысило уровень ответственности за результаты;

•        повышение общих финансовых возможностей предприятий. Единое руководство финансовыми потоками позволило рационально распределять средства, контролировать состояние расчетов с кредиторами. За счет укрупнения имущественной базы, улучшения финансового состояния у предприятия появилась возможность получения кредитных ресурсов, самостоятельного приобретения подвижного состава. Появилась возможность за счет укрупнения финансовой базы изыскивать возможности для планомерного ремонта и улучшения материально-технической базы филиалов, в т.ч. автовокзалов и площадок АТП.

•        создание положительного имиджа предприятия, повышение лояльности населения, снижение количества жалоб за счет качественного обслуживания пассажиров.

·        Бережливое производство

Начиная с 2019 года, на предприятиях пассажирского транспорта Кузбасса применяются инструменты бережливого производства. За три года на 22-х автопредприятиях успешно внедрены и тиражированы более 60 проектов бережливого производства, направленные на ускорение рабочих процессов и экономию издержек.

Реализованные проекты позволили автотранспортным предприятиям оптимизировать процессы ремонта и технического обслуживания транспорта, учета и списания запасных частей, горюче-смазочных материалов, оформления путевой документации.

Благодаря сотрудничеству с Центром компетенций Кузбасса работники автотранспортной отрасли на регулярной основе проходят обучение принципам управления процессами с помощью инструментов бережливого производства.

Всего в 2022 году прошло обучение порядка 200 работников транспорта.

В 2021 году на базе Кемеровской автоколонны №1237 (сейчас – Кемеровский филиал ГПК «Пассажиравтотранс») запущена первая в Сибири действующая демонстративная модель по применению инструментов бережливого производства с возможностью обучения и передачи опыта другим автопредприятиям Кузбасса и соседних регионов. Предприятию присвоен статус образца лучших практик регионального уровня.

Открытие проектного офиса в филиале ГПК «Пассажиравтотранс» на сегодняшний день позволяет решать задачи по:

- выстраиванию системы бережливого управления в транспортных предприятиях, введению стандартов технологических процессов (операций),

- открытию межведомственных и межорганизационных проектов, направленных на повышение качества работы автопредприятий, выстраиванию эффективной системы взаимодействия,

- открытию проектов межотраслевого взаимодействия.

·        Сотрудничество по профессиональной подготовке кадров

Проект «Молодые специалисты»  запущен в марте 2022 года Министерством транспорта Кузбасса и Министерством образования Кузбасса на базе ГПК «Пассажиравтотранс» и Кемеровского профессионально-технического техникума с целью популяризации в Кузбассе таких профессий как «автослесарь» и «диспетчер», подготовки высококвалифицированных специалистов для пассажирских автотранспортных предприятий.

А первая встреча заинтересованных сторон в рамках реализации проекта по привлечению молодых специалистов в транспортную отрасль Кузбасса состоялась 9 февраля 2022 года на базе Кемеровского филиала ГПК «Пассажиравтотранс».

В ходе обсуждения вопросов автотранспортной отрасли были обозначены основные проблемы, возникающие при взаимодействии с молодыми специалистами и их трудоустройстве на предприятиях региона, намечены предварительные пути выхода из сложившейся ситуации, принято решение об открытии бережливого проекта по формированию кадрового резерва квалифицированных специалистов, желающих после обучения работать в предприятиях пассажирского транспорта.

На сегодняшний день между ГПК «Пассажиравтотранс» и Кемеровским профессионально-техническим техникумом организовано тесное взаимодействие по подготовке квалифицированных специалистов ремонта подвижного состава и их трудоустройству в пассажирские автотранспортные предприятия Кузбасса.

Студенты техникума на регулярной основе проходят практику на базе Кемеровского филиала ГПК «Пассажиравтотранс», а их наставники, из числа опытных сотрудников предприятия, в соответствии с расписанием занятий ведут преподавательскую деятельность в техникуме.

Цель проекта не только воспитать квалифицированные кадры, но и создать заинтересованность у студентов по окончанию техникума продолжить работу на пассажирском автопредприятии.

Для привлечения молодых специалистов к работе на предприятии реализуется целый комплекс мер, таких как:

- проведение практических занятий для студентов на базе предприятия с официальным временным трудоустройством (на один месяц)
и выплатой заработной оплаты в размере минимальной оплаты труда (18 000 руб. на руки). Заключается трехсторонний договор между ГПК «Пассажиравтотранс», техникумом и Центром занятости населения (возмещение средств за выплату заработной платы студентам предприятию будет произведено через ФСС).

С 10.04.2023 по 11.05.2023 уже устроились и начали проходить практику 8 студентов. Стоит отметить, что для каждого студента на время практики предусмотрено горячее питание за счет предприятия.

- бесплатное обучение на категорию D (автобус);

- подъемные при трудоустройстве (в настоящий момент данный вопрос находится в проработке)

- льготные путевки на отдых для работников предприятия и другие меры социального характера.

·        Планы на будущее

Перед автотранспортными предприятиями стоит вопрос с укомплектованностью штата водителей в транспортных предприятиях.

Данная проблема решается путем привлечения соисполнителей, усиления работы по поиску и привлечению кадров, в том числе повышением заработной платы водителей, предоставлением дополнительных социальных гарантий, а также организацией внутренней вахты между филиалами ГПК «ПАТ», когда водители из более благополучных территорий направляются в командировку туда, где их нехватка значительна.

В целях сохранения имеющейся численности водителей и привлечения новых работников реализуется ряд мероприятий. Разработаны следующие программы по предоставлению дополнительных социальных гарантий: ежегодный профосмотр; частичная компенсация затрат, связанных с летним отдыхом детей, а также расходов на спортивные занятия; организация доставки работников до места работы; сезонная вакцинация; компенсация аренды жилья (для иногородних); премирование по итогам года в случае отсутствия больничных листов и прочее. Производится обучение водителей на категорию D за счет предприятий, вновь устроившимся водителям предусмотрена выплата подъемного пособия в два этапа: 50% - через 3 месяца работы и 50% через год работы, действует акция «Приведи друга» - работнику предприятия, привлекшего к работе в предприятие водителя, выплачивается 10 тысяч рублей. Для получения выплаты привлеченный водитель должен отработать на предприятии не менее 3-х месяцев.

Но основным фактором, определяющим укомплектованность штата, является заработная плата. Предприятиями осуществляется мониторинг рынка труда, анализ средней заработной платы, на основании которого проводится её повышение. Так, в течение последнего года средняя заработная плата водителей маршрутных автобусов увеличилась в среднем на 28 %, что дало свои результаты.

Еще одним вопросом является обновление парка городского электрического транспорта. Электротранспорт относится к приоритетным направлениям развития транспорта в регионе. Городской электрический транспорт функционирует в пяти городах Кузбасса (Кемерово, Новокузнецк, Ленинск-Кузнецкий, Прокопьевск, Осинники).

Для обеспечения оптимального результата в городах Кузбасса необходимо обновить 92 трамвая и 82 троллейбуса. При этом потребность в обновлении рассчитана исходя из максимального дневного выпуска подвижного состава на линию.

Кроме того, необходимо отметить, что, несмотря на большой объем обновления автобусного парка (за период с 2019 года по настоящее время в рамках реализации различных программ парки автотранспортных предприятий Кузбасса пополнились 1217 новыми автобусами), остается потребность в обновлении еще 388 автобусов различных классов и назначения.

Министерством транспорта Кузбасса в настоящий момент ведется работа по определению механизмов и источников финансирования закупки необходимого количества подвижного состава.

Для доступности и комфорта передвижения кузбассовцев разрабатывается программа «карта жителя».

Пилотный проект по предоставлению в соответствии с Законом Кемеровской области от 28.12.2016 № 97-ОЗ «О мерах социальной поддержки по оплате проезда отдельными видами транспорта» мер социальной поддержки по оплате проезда отдельными видами транспорта с применением карты жителя реализуется Министерством социальной защиты населения Кузбасса и Министерством цифрового развития и связи Кузбасса совместно с Министерством транспорта Кузбасса.

Ключевыми отличиями от существующей схемы являются:

•        отсутствие необходимости специальной эмиссии банковских карт – к сервисам карты жителя можно подключить любую карту «Мир» любого банка;

•        проект может быть запущен сразу на всей территории региона;

•        подключение к сервисам карты жителя в режиме онлайн на Региональном портале госуслуг – жителям не потребуется очно посещать отделения банков или ведомства.

Переход к схеме возмещения проезда льготникам, которая предполагает в первый месяц подключения к программе разовую выплату льготникам, зарегистрировавшим свою карту как карту жителя на региональном портале госуслуг, и последующую ежемесячную компенсацию льготникам фактически понесенных расходов.

Услуга регистрации в программе льготной транспортной карты будет предоставляется только жителям Кузбасса, относящимся к льготным категориям граждан. Базовым сценарием является проактивное оказание услуги регистрации в программе льготной транспортной карты - все проверки регистрации на территории Кузбасса и нахождения в реестре льготников будут выполнены заранее, жителям, соответствующим указанным критериям, в электронном виде будет направлено уведомление о возможности привязать банковскую карту к сервису карты жителя.

На данный момент в целях дальнейшей реализации проекта на всей территории Кузбасса создается база данных цифровых профилей граждан Кузбасса с возможностью регистрации в ней банковских карт «Мир» любых банк-эмитентов. Данная технология позволит гражданам льготных категорий использовать любую зарегистрированную в системе карту «Мир» в качестве льготного проездного билета. Разработчиками обсуждаются детали межсистемного взаимодействия, а также порядок и способы передачи данных и их состав.

В настоящее время утверждена схема, описывающая всю концепцию использования льготником «карты жителя».

Льготник, получивший карту с определенным балансом, оплачивает ею поездку в транспорте. При оплате картой через систему безналичный оплаты проезда (далее – БОП) происходит регистрации карты в автоматизированной системе оплаты проезда и информация о совершенной операции обрабатывается транспортной процессинговой платформой и направляется отчет в автоматизированную систему «Адресная социальная помощь».

Все транспортные средства автомобильного и городского электрического транспорта общего пользования Кемеровской области – Кузбасса оснащены устройствами автоматизированной системы безналичной оплаты проезда.

Автотранспортное предприятие получает оплату за проезд в полном объеме, в независимости от льготной категории пассажира.

Одним из проектов, с которым связано будущее общественного транспорта в Кемеровской области – Кузбасса, является разработка и введение в эксплуатацию Региональной навигационно-информационной системы (РНИС).

Система РНИС предназначена для информационно-навигационного обеспечения деятельности автотранспорта с помощью технологий ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Использование РНИС позволяет повысить безопасность перевозок пассажиров и грузов на региональном уровне.

Цели и задачи информационной системы:

Автоматизация планирования работы, мониторинга и диспетчеризации автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, осуществляющего регулярную перевозку пассажиров и багажа

Развитие транспортной сети региона, в том числе согласование трасс и расписаний маршрутов, обслуживаемых перевозчиками

Разработка маршрутов и расписаний движения автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, определение нормативов движения транспортных средств по маршруту с учетом сезона, дня недели, времени суток, условий работы водителей

Формирование карт маршрутов регулярных перевозок, осуществляемых автомобильным и городским наземным электрическим транспортом, а также договорной документации, на основании которой выполняются пассажирские перевозки.

Необходимый функционал информационной системы:

- Предоставление инструментария по сбору, актуализации и ведению паспортов маршрутов, а также по ведению реестров автомобильного и городского наземного электрического транспорта.

- Учет и анализ показателей работы перевозчиков автомобильного и городского наземного электрического транспорта, оценки их деятельности и выполнения обязательств по заключенным договорам на перевозки.

- Ведение, контроль и анализ реестров остановочных пунктов, маршрутов, расписаний движения по маршрутам, предприятий-перевозчиков, транспортных средств, свидетельств об осуществлении перевозок по маршрутам, карт маршрутов регулярных перевозок.

- Предоставление данных по запросам внешних систем посредством публичного программного интерфейса получения данных.

- Отображение на карте остановочных пунктов, трасс маршрутов, движения пассажирского транспорта в режиме реального/близкого к реальному времени (в том числе прогнозное время прибытия транспорта на остановочные пункты).

- Автоматизация контроля качества вождения и соблюдения ПДД.

- Система анализа пассажиропотока.

- Система информирования пассажиров с выводом информации на информационное табло в режиме реального времени.

- Система видеонаблюдения в режиме онлайн, с возможностью просмотра архива до 30 дней.

- Экстренная видео/аудиосвязь диспетчер-водитель-пассажир.

- Учет расхода топлива.

Амбициозной задачей является развитие транспортной доступности СТК «Шерегеш».

Развитие курорта до мирового уровня предполагает существенное увеличение числа туристов, желающих посетить Шерегеш как в традиционный, зимний сезон, так и летом. При этом большая доля туристов будет приезжать не только из городов России, но и из зарубежья. Поэтому важно обеспечить им удобную и понятную возможность добраться до Шерегеша, используя общественный транспорт.

Для организации комфортного транспортного обслуживания увеличившегося пассажиропотока предусмотрено строительство на территории поселка транспортного узла, включающего в себя единый комплекс из железнодорожного и автовокзалов.

Автовокзал площадью 2 000 кв.м. и пропускной способностью 3 000 пассаж./сут., расположенный в непосредственной близости от железнодорожного вокзала, будет обслуживать междугородные и межрегиональные маршруты, а также местные перевозки, которые свяжут между собой места размещения, сектора курорта и точки притяжения туристов.

Создание транспортного узла и дальнейшее развитие системы мультимодальных перевозок позволит ввести дополнительные маршруты из других городов России и обеспечит доступность СТК «Шерегеш» как для жителей городов Кузбасса и Западной Сибири, так и более удаленных регионов и стран. Внутрикурортная сеть маршрутов, центром которой станет этот хаб, позволит комфортно и беспрепятственно совершать перемещения между всеми секторами, точками притяжения и местами размещения туристов.

2.     Авиатранспорт

·        Строительство терминалов

В Кемеровской области – Кузбассе функционируют два федеральных международных аэропорта Кемерово и Новокузнецк.

В 2021 году Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина международному аэропорту Новокузнецк присвоено имя Героя Советского Союза, летчика-космонавта Бориса Валентиновича Волынова. 20 августа 2021 года в сквере на привокзальной площади был открыт памятный бюст Бориса Волынова.

Сегодня аэропорт Новокузнецк (Спиченково) представляет собой целостное предприятие, имеющее в своем составе структуры аэропортового комплекса, авиатехнической базы, топливо-заправочного комплекса, цех бортового питания, оказывающее широкий спектр услуг. Авиапредприятие относится к числу стабильно работающих предприятий. Благодаря стремительно развивающемуся горнолыжному курорту Шерегеш, постоянно растет пассажиропоток аэропорта Новокузнецк и расширяется межрегиональная авиационная сеть.

В настоящее время в аэропорту Новокузнецк строится новый современный аэровокзал, который будет сдан в эксплуатацию в октябре 2023 года, к открытию горнолыжного сезона.

Кемеровский аэропорт – динамично развивающаяся авиагавань Кузбасса, которой Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина в 2021 году присвоено имя великого соотечественника Героя Советского Союза, летчика-космонавта Алексея Архиповича Леонова.

В 2021 году, в год 300-летнего юбилея Кузбасса в аэропорту Кемерово был построен и введен в эксплуатацию новый современный аэровокзал. Новое здание соответствует нормам эксплуатации современных воздушных судов, требуемого уровня безопасности полетов и качества обслуживания пассажиров. Запуск в эксплуатацию нового аэровокзального комплекса позволил увеличить пропускную способность аэропорта с 200 до 460 пассажиров в час. Пассажиропоток аэропорта Кемерово достигает полумиллиона пассажиров. 

·        Реконструкция ВПП Кемерово

Следующий этап в развитии аэропорта Кемерово – это реконструкция взлетно-посадочной полосы. В настоящее время выполняются строительные работы. В 2023 году будет завершен первый этап реконструкции. За данный период будут выполнены работы по реконструкции участка взлетно-посадочной полосы 1020 м, рулежной дорожки, части очистных сооружений, участка периметрового ограждения протяженностью 380 м, а также обновление объектов метеооборудования и другие работы.

·        Субсидирование маршрутов

Кузбасс активно развивает межрегиональные авиаперевозки, укрепляя и расширяя экономические связи между субъектами Российской Федерации. Кроме регулярных московских рейсов из обоих аэропортов стабильно и круглогодично с 2021 года выполняются авиарейсы в Санкт-Петербург, а с октября 2022 года стали круглогодичными рейсы Сочи – Кемерово – Сочи и Сочи – Новокузнецк – Сочи.

В рамках постановления Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013г. №1242 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации и формирование региональной маршрутной сети» начиная с 2019 года из областного бюджета выделяются субсидии для возмещения части затрат организациям воздушного транспорта, осуществляющим перевозку пассажиров по региональным маршрутам. В 2019 г. было выделено и реализовано – 21 млн.руб, в 2020, 2021 и 2022 по 126 млн.руб.

В 2023 году заключены соглашения с шестью авиакомпаниями и организованы авиарейсы по маршрутам из аэропорта Кемерово в Новосибирск, Казань, Красноярск, Екатеринбург и Омск, а из аэропорта Новокузнецк в Новосибирск, Екатеринбург, Казань, Омск, Красноярск, Сургут и Тюмень. Во второй половине 2023 года планируется увеличить поддержку авиакомпаний и количество прямых авиарейсов вырастет еще на несколько направлений, таких как Кемерово – Уфа, Новокузнецк – Уфа и Новокузнецк – Иркутск с частотой по 2 раза в неделю. На эти цели из областного бюджета выделено 300 млн.руб. В планах связать Кузбасс со всеми городами-миллионниками России.

·        Строительство аэропорта Шерегеш

В связи со стремительным развитием горнолыжного комплекса «Шерегеш» продолжаются работы по подготовке строительства нового аэропорта с аэродромной инфраструктурой в непосредственной близости с поселком Шерегеш.

Инвестором проекта ООО «НОВАПОРТ ХОЛДИНГ» принято решение осуществить проектирование аэровокзального комплекса с аэродромной инфраструктурой, включая взлетно-посадочную полосу аэропорта Шерегеш и строительство аэровокзального комплекса за счет собственных средств. После прохождения конкурсных процедур тендер на проектирование аэропортового комплекса выиграло ООО «Спектрум-Холдинг». Согласно контракту для реализации масштабного инвестиционного проекта «Строительство нового аэропортового комплекса горнолыжного курорта «Шерегеш» проектные работы планируется произвести до июня 2024 г.

В соответствии с техническим заданием, аэропортовый комплекс будет состоять из взлётно-посадочной полосы, комплексов зданий и сооружений, предназначенных для приёма и отправки воздушных судов, аэровокзала, привокзальной площади и иных объектов инфраструктуры воздушного транспорта.

·        Запуск аэропорта Таштагол

В 2022 году было принято решение о поэтапном развитии посадочной площадки Таштагол. Инфраструктура площадки Таштагол используется в настоящее время для выполнения социально-значимых вертолетных перевозок в труднодоступные регионы Таштагольского района.

На сегодняшний день есть все условия для организации полетов малой авиацией. Взлетно-посадочная полоса посадочной площадки Таштагол может принимать такие типы воздушных судов как АН-28, ТВС-2МС, DHC-6. Они отлично подходят для перевозки 9-12 человек.

·        Багажный терминал Шерегеш

К зимнему сезону 2022-2023 аэропорт Новокузнецка организовал работу единственного в России удаленного терминала для приемки и выдачи багажа туристам прибывших авиарейсами из разных городов и в обратном направлении. Багажный терминал расположен в самом центре горнолыжного курорта Шерегеш. Данное мероприятие позволяет оформить багаж, а именно горнолыжное снаряжение туристов из аэропорта отправления и получение его непосредственно в пгт. Шерегеш.

3.     Ж/д транспорт

·        Соглашение с РЖД о закреплении ежегодных объемов вывоза угля

В июне 2019 года между Правительством Кузбасса и ОАО «РЖД» подписано соглашение «О взаимодействии по обеспечению перевозки железнодорожным транспортом продукции, производимой на территории Кузбасса на период 2019 – 2035 годы», с ежегодной его пролонгацией с указанием гарантированных объемов перевозимых грузов.

Так, в декабре 2022 года заключено дополнительное соглашение о вывозе из региона в 2023 году не менее 53,1 млн тонн угля в приоритетном для угольщиков восточном направлении.

Гарантия объемов вывоза позволяет угольным предприятиям Кузбасса более точно планировать добычу угля в текущем году и формировать свои инвестиционные планы. После введения странами ЕС эмбарго на импорт российского угля, угольный экспорт сосредоточен преимущественно в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, поставки в которые напрямую зависят от пропускной способности Восточного полигона железных дорог.

·        Обновление парка электропоездов

В период с 2020 по 2023 гг. при поддержке Правительства Кузбасса произведено обновление 9 ед. электропоездов пригородного сообщения. Новые электропоезда серии ЭП2Д поступили в Кузбасс взамен выработавших полезный срок эксплуатации электропоездов.

Обновление электропоездов позволило не только обновить парк подвижного состава АО «Кузбасс-пригород» более чем на 30%, но и самое главное – позволило повысить удобство и качество обслуживания пассажиров в пути следования.

В июне текущего года ожидается поставка еще одного современного электропоезда.

·        Запуск Шерегеш-экспресс

Для перевозки туристов на горнолыжный курорт СТК Шерегеш с 2018 года было организовано курсирование специального туристического электропоезда Шерегеш-экспресс по маршруту Новокузнецк – Чугунаш – Шерегеш. Перевозка туристов осуществляется в электропоезде повышенного комфорта по выходным и праздничным дням с ноября по апрель ежегодно.

В период с 2018 по 2023 гг. электропоездом воспользовались более 30 тысяч пассажиров.

·        Открытие пешеходного моста на ж/д станции в Белово

В июле 2022 г. на станции Бачаты, расположенной в Беловском муниципальном округе, был открыт новый пешеходный мост. Строение выполнено с учетом всех современных требований безопасности, а также доступности для маломобильных групп населения. Работы по реконструкции пешеходного моста проведены в рамках ликвидации последствий землетрясения в Кузбассе в 2013 г.

Доступ маломобильных граждан обеспечивается тремя подъемными лифтами, установленными в отапливаемых шахтах. Для поддержания температуры в тамбурах перед лифтом и для защиты от потоков наружного воздуха установлены воздушно-тепловые завесы.

Кроме того, для обеспечения безопасности на мосту предусмотрено круглосуточное видеонаблюдение.

Дата изменения: 27.03.2024 18:56:50
Яндекс.Метрика